Мыслители человечества давно нашли путь, ведущий к преуспеянию жизни на Земле. Это путь осознания связи Человека и Космоса. К.Э.Циолковский, П.А.Флоренский, А.Л.Чижевский, В.И.Вернадский, Н.И.Лобачевский, Н.К.Рерих говорили о необходимости осознания этой связи как решающего фактора эволюции человечества.

К.Э.Циолковский П.А.Флоренский А.Л.Чижевский В.И.Вернадский Н.И.Лобачевский Н.К.Рерих  

Еще в 1944 году В.И.Вернадский писал: «В нашем столетии биосфера получает совершенно новое понимание. Она выявляется как планетное явление космического характера» [1]. К.Э.Циолковский: «Судьба существа зависит от судьбы вселенной. Поэтому всякое разумное существо должно проникнуться историей вселенной. Необходима такая высшая точка зрения» [2].

Мы дети Космоса. И наш родимый дом
Так спаян общностью и неразрывно прочен,
Что чувствуем себя мы слитными в одном,
Что в каждой точке мир весь мир сосредоточен…

И жизнь повсюду жизнь в материи самой,
В глубинах вещества от края и до края
Торжественно течет в борьбе с великой тьмой,
Страдает и горит, нигде не умолкая.

(Л.А.Чижевский)

  Осознание связи Человека и Космоса должно привести к переосмыслению своего места и роли своего существования на Земле. Космонавт А.Н.Баландин вспоминал: «…У нас несколько минут была в полёте беседа с сотрудниками ООН, я тогда им сказал: если бы каждый из вас побывал здесь, на станции, вы бы увидели, насколько она хрупкая, наша Земля, какая маленькая, насколько тонкий слой атмосферы её окружает... тогда бы вы были добрее, вы посмотрели бы немножко по-другому на Землю... Берегите, люди, Землю» [3].
  Астрономия и космонавтика призваны устремлять человеческий дух за горизонт обыденности и дарят вечные непреходящие ценности – знания о Мироздании. Космическое образование показывает на примерах жизни астрономов, космонавтов, ученых, что устремление к познанию тайн Мироздания есть эволюционная задача человека.
Образование в наши дни должно быть направлено на формирование гуманистических ценностей. Космическое образование может помочь в решении этой проблемы. Но в большинстве школ сам предмет астрономии отсутствует. Дети стали неграмотными в самых элементарных понятиях астрономии. Начальные знания по астрономии даются в курсе природоведения начальной школы, а дальше – пустота. Подростковый возраст (средние классы) с его проблемами, поиском смысла жизни еще более нуждается в благотворном влиянии науки о звездах.
  В помощь школе существует дополнительное образование. Современные технологии открывают большие возможности, позволяющие, пока не прибегая к кардинальным образовательным реформам, уже организовать сотрудничество основного и дополнительного образования. Например, дистанционная форма – самый удобный способ, дающий возможность охватить космическим образованием максимальное количество образовательных учреждений.
  Отдел профессионально-ориентационной работы Института космических технологий Российского университета дружбы народов старается восполнять пробелы в космическом образовании детей. Работа ведется в очной и очно-заочной (дистанционной) формах.


Помимо знаний по астрономии и космонавтике, мы стараемся прививать детям идеи гуманизма, подводящие к планетарному мышлению. Так проводятся конкурсы рисунков, видеопослания на борт МКС в рамках проекта «Знамя Мира в Космосе» и др. Создаются и новые проекты, программы образовательного и просветительского характера, дающие истинные представления о Мире, в котором мы живем.

В наших программах «Космический экспресс», «Космонавтика – шаг в профессию», «Космос – наш общий Дом» мы ведем такую образовательно-воспитательную работу.

Космическое образование – неотъемлемая часть Культуры в современном обществе. Его высшая роль и значение – взращивание планетарного сознания, просвещение на основе идей мирного Космоса, братства и сотрудничества.

 


[1] – В.И.Вернадский. Научная мысль как планетное явление, М., Наука, 1991.
[2] – К.Э.Циолковский. Космическая философия. Очерки о Вселенной. Калуга, Золотая аллея, 2001.
[3] – Т.Деменко, А.Мих. Знамя Мира в Космосе и на Земле. Восход, № 7 (159), Июль, 2007.